12 мая 2017 года в МБДОУ «Детский сад №134» прошло важное событие.

 

Мы подвели итоги реализации  творческого  проекта  «Вокруг света» реализованного в рамках краевого проекта «Формирование целостного мировоззрения детей через включение знаний основ религиозных культур и светской этики в систему дошкольного образования».

В данном проекте 2 года назад нам предложило участвовать Министерство образования и науки Алтайского края.

Перед гостями выступил Бринёв Константин Иванович, декан филологического факультета, доктор филологических наук, профессор
кафедры общего и русского языкознания.

Заведующий ЦНИЛ «Философия и образования» Ан Светлана Андреевна

Педагоги предоставили опыт работы детского сада по ознакомлению детей с культурой и традицией народов Китая, Греции, Азии, России.

В реализацию проекта включились все педагоги нашего детского сада. Прежде чем знакомить детей с содержанием столь непростого и противоречивого знания, воспитатели и администрация осваивали это все  сами  Уникальные методики, разработанные самими педагогами, данной образовательной организации позволили погрузиться в яркий мир культуры и традиции народов разных национальностей не только детям, (начиная с ясельного возраста), но и их родителям.


Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать все!

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет им узнать  и традиции  других народов.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний» (Д.С.Лихачев).
Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н.Водовозова, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьева, Е.И.Тихеева, А.Н.Усова, Е.А.Флерина и другие).
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку: программа «Наследие» разработана М.Новицкой, «Приобщение детей к русской народной культуре» О.Князевой и М.Маханевой.

Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной задачи – воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Основные принципы, положенные в основу программы сводятся к следующему: системность, интегративность, взаимозависимость и взаимообогащение тематике. Кроме этого постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях; взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка на занятии.

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.
В словаре русского языка записано:

«Фольклор — устное народное творчество». Ставя перед собой задачу познакомить детей с русским фольклором, мы стремимся дать детям представление о русских народных песнях, плясках, хороводах, запевках, закличках; познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами некоторых, доступных пониманию детей народных обрядов и праздников.
Нам хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, нравы и обычаи своего народа, которые возникли в далеком прошлом, ведь недаром говорится: «у народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».
Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загорается интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии.
В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение помогающее ребенку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.т в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.
Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников – формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни – и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.
Следуя законам народной педагогики можно сделать вывод, что народные праздники составляют основу этой педагогики.
Основной целью и средством воспитания детей в детском саду в народной педагогике является общение, реализуемое в трудовой, празднично-игровой, учебной и других видах деятельности. Общение, особенно с взрослыми, внимание и любовь близких помогают малышу усвоить определенные знания, умения и характер отношений.
Великий русский педагог К.Ушинский еще в 19 веке отмечал, что западный человек ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось, и есть опасность превратиться в Иванов, не помнящих родства. Мы даже и праздников своих толком не знаем. Может быть, это связано с тем, что лет 70 были они как бы под запретом, так как имели «связь» с церковью?
А ведь вся наша культура всегда рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров…

Сколько существует прекрасных русских праздников! На Руси всегда умели хорошо работать и отличать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
Какие же задачи стоят перед педагогом при ознакомлении дошкольников с народной культурой, народными традициями, обычаями и праздниками?
*Знакомство с культурно-историческими событиями и явлениями с целью воссоздания и ускорения семейных, народных и общечеловеческих традиций.
*Создание условий, в которых доминируют прочные культурно-исторические корни.
*Воспитание нравственных чувств детей дошкольного возраста путем приобщения к культуре русского народа.
*Воспитание будущего гражданина России.
*Создание условий, в которых дети смогли бы наполнить свое развитие новым духовным содержанием.
*Воспитание заботливого, уважительного и внимательного отношения к русской культуре, а также к культуре любого народа.
Восстановителем и хранителем естественных культурно-исторических процессов может стать сам ребенок. Педагог для этого организует процесс воспитания и обучения таким образом, что всячески способствует выращиванию культурно-исторических корней внутри ребенка, в его душе, в сердце, в мыслях, чувствах и через них одновременно влияет на культурное развитие его родителей, знакомых, всего социума.
Задается образовательная ситуация, при которой ребенок включается в реальный культурный процесс или в его игровую имитацию. Например, детей увлекает история про Николу-Чудотворца-первого заступника, богатыря. Педагог может организовать игры в былинных богатырей. И тем самым с помощью разных средств обеспечивает эмоциональное проживание и осознанное видение происходящего действа.
С помощью рефлексии ребенок понимает и усваивает некоторые нормы, которые несет данное культурное явление.
Прожив культурно-историческое событие через собственную деятельность, ребенок сопоставляет понятные ему нормы с теми, которые были в историческом прошлом. Таким образом, происходит личностное усвоение норм и способов культурно-исторической деятельности.
Виды деятельности, помогающие детям приобщиться к культурным событиям и процессам:
-чтение и инсценирование мифов, былин, сказок;
-обсуждение библейских рассказов;
-воспроизведение древних обрядов, гаданий, детских игр;
-рассматривание предметов труда и быта русского народа, рисование орнаментов;
-рассматривание репродукций с изображениями икон и картин художников;
-архитектурные постройки из кубиков;
-лепка из пластилина, рисование сказочных сюжетов; обсуждение праздников и исторических дат;
-придумывание своих праздников и традиций.
Структурной основой для планирования являются календарные культурно-исторические ритмы: природные, народные, церковные.
Обращение к праздникам и памятным датам происходили  на протяжении всего учебного года.
Организация образовательных ситуаций по проживанию культурно-исторических дат календаря включает в себя, как правило, следующее:
*выяснение причин появления праздника или памятной даты;
*рассмотрение природных и культурных явлений, сопровождающих праздник;
*знакомство с предметами, поговорками, суевериями;
*выполнение доступных обрядов, детских и взрослых игр;
*рисование наиболее интересных сюжетов праздника;
*сочинение собственных текстов;
*приобщение родственников и знакомых к изучаемым традициям.
Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

В течении всего периода мы знакомили детей с произведениями народно-прикладного искусства. Познакомили с дымковской игрушкой, семеновской матрешкой, городецкой росписи, гжелью, золотой хохломой , Познакомили со скульптурой. Учили украшать различные силуэты. Развивали интерес к лепке, через знакомство с глиной, пластилином, тестоплатикой.

В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов, кукла – это любая фигурка человека.

История человечества с древнейших времен до наших дней – это и история кукол, которые на протяжении тысячелетий оставались неизменным спутником людей.

В древности куклы служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Многие народности верили, что всё, производимое над куклой, произойдет с самим человеком. Куклам поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. У русского народа кукла имела особое значение – она олицетворяла силы плодородия земли русской.

В прошлом крестьянская кукла имела разные предназначения. Прежде всего, она была оберегом.

Для детей кукла была не просто игрушкой, а мудрым учителем в жизни, другом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Тряпичная кукла рассматривалась и как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

В крестьянских семьях кукол было много. Наши предки считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Кукол берегли. Как утверждают исследователи, такое отношение складывалось не потому, что игрушек было мало. Существовали строгие народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души.

Обереговые куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые, игровые.

Обереговые куклы — это отражение той картины мира, в которой жили люди. По народным поверьям, кукла заключала в себе оберегающее начало, она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Ее так и называли: оберег или берегиня. Большинство кукол  на Руси  были оберегами. Каждая из них имела свое обережное значение и была связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Здоровьем, Счастьем, Достатком. Куклам-оберегам приписывались различные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь женщине в хозяйстве, способствовать достатку семьи, хорошему урожаю.

Обереговые куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Им отводили специальное место в доме.

Каждая из обереговых кукол выполняла свои «обязанности». Они сопровождали наших предков с самого рождения и даже принимали участие в судьбе еще не родившегося ребенка. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать скручивала куклу Куватку и клала ее в колыбель. Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его рождением должна была отгонять злых духов. После крещения младенца она вывешивалась над колыбелью. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка.

Пеленашка – это и кукла-оберег, и первая игрушка новорожденного. В колыбель к малышу клали куклу-пеленашку, которая должна была оберечь его от нечистых сил, болезней, недоброго глаза, от бессонницы. Кроме того, наши предки следили за тем, чтобы колыбель никогда не оставалась пустой. Поэтому, когда малыша вынимали из колыбели, всегда там оставалась кукла-замена. Дарили Пеленашку и женщине, желающей иметь детей. Также существовал обычай во время свадьбы класть Пеленашку невесте на колени, чтобы к ней пришла материнская сила.

Кукла Берегиня имела особое значение. Она оберегала дом от несчастий и бед. Её наличие в доме отпугивало нечистую силу и злых духов. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок.

Вепсская кукла Капустка, или рванка. Вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими. Данная куколка принадлежит к древней культуре. Эта кукла интересна тем, что является и обережной, и игровой. Она делалась из старых маминых вещей и была небольшого размера – как раз под детскую ручку. Кукла предназначалась для отведения порчи и для игры, сопровождая ребёнка так долго, пока не рвалась или не портилась. До рождения малыша, чтобы «согреть колыбельку», в неё клали эту куклу. А потом кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша, символизируя кормящую мать, у которой не иссякнет молоко, оберегая от голода. Когда ребёнок подрастал, он с ней играл. Но это не все амплуа куклы, образ был многогранным. Не зря говорят, что в капусте детей находят. Так, девушки делали вепсскую куклу, когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли на окно, чтобы парни знали, что пора свататься. Ещё вепсская кукла олицетворяет собой образ матери-кормилицы. Кукла – хороший талисман и оберег как для детей, так и для взрослых девушек, и замужних женщин. Ей уготована роль домашней Берегини, которая, пропитываясь энергией положительных событий и, существуя в эмоциональном поле семьи, придаёт уверенность, равновесие, чувство защищённости всему пространству дома.

Кукла Колокольчик – оберег хорошего настроения, куколка добрых вестей. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Родина куколки – Валдай, откуда пошли валдайские колокольчики. У куколки три юбки, по форме напоминающие колокол.

Кукла Веснянка является оберегом молодости и красоты. Веснянка – это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета.

Куколка-оберег На счастье представляет собой маленькую девочку с длинной косой. Наши предки считали, что длинная коса – символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь. Считалось, что эта куколка способна принести счастье и удачу своей хозяйке.

Куклы День и Ночь – обереги жилища. Они оберегали смену дня и ночи, порядок в мире. Куколка День оберегает день, следит, чтобы он не зря прошел, а с толком: чтобы в будни люди трудились, в праздники – веселились. Куколка Ночь следит, чтобы ночью все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел. Она дарит сон и оберегает его.

Филипповка  — шестирукий оберег рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.

Кукла Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Имея множество рук, она помогала женщине справляться со всей ее работой. Эту куклу дарили молодой хозяйке. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть.

Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы) – традиционный славянский оберег на здоровье в семье. Делали его в виде 12 фигурок, чтобы отпугивать 12 злых демонов болезни. Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок, из сношенной одежды делали одноименных куколок, связывали красным шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, и вселится в нее вместо кого-то из домочадцев. Весной куколок сжигали, освобождая дом от негатива.

Кубышка-травница – древняя кукла-оберег от болезней и недугов, следит за физическим здоровьем всех членов семьи. Её толстая круглая юбка и узелки в руках наполнены душистыми лекарственными травами.

Куколка Здоровье – делалась только изо льна, так как считается, что лён помогает человеку поправиться, забирая болезнь на себя. Куклу делали с зажженной свечой, молитвой и заговорами для здоровья. Если в доме кто-то болел, ему в руки давали куклу Здоровье. Как только хворь уходила, куклу сжигали.

В течении 2-х лет родители наших воспитанников принимали активное участие и были заинтересованы  в реализации  проекта.

Семья Редько Арсения –изготовила дидактические куклы;

Семья Маньковой Лилии, Эккерт Анастасии, в пошиве народных костюмов, изготовлении атрибутов, смотрах конкурсах.

Семьи Ермакова Кирилла, в организации мини музеев.

На протяжении  всего времени сотрудничаем с социальными партнерами Детско -юношеской библиотекой №5, Алтайским государственным педагогическим университетом, Домом Учителя города Барнаула, Музеем «Истории русского православия Натальей Петровной Железняковой. Уже прошла экскурсия с бывшими воспитанниками ДОУ и в конце мая планируется экскурсия с детьми старшего возраста.